Общероссийская физкультурно-спортивная
Общественная организация
Федерация Кёкусинкай России
  • Главная / 
  • Сихан Сергей Чубаров: «В спортивном карате появился стиль, который возрождал подход к единоборству как к воинскому искусству»

Сихан Сергей Чубаров: «В спортивном карате появился стиль, который возрождал подход к единоборству как к воинскому искусству»

От подпольных секций до триумфов на чемпионатах мира: сихан Сергей Чубаров рассказывает о трех десятилетиях развития боевого искусства карате Кёкусинкай во Владимирской области.

Зебра ТВ встретилась с председателем Владимирской областной общественной организации «Федерация Кёкусинкай», судьей всероссийской категории, инструктором-экзаменатором ФКР, обладателем пятого Дана, сиханом Сергеем Чубаровым, который стоял у истоков Кёкусинкай в нашем регионе. Он рассказал, почему Кёкусинкай был в нашей стране под запретом, как это боевое искусство учит взаимоуважению, самостоятельности и как его ученики побеждают не только соперников, но и непогоду.

В чем отличие карате Кёкусинкай от других видов единоборств? Правда, что это наиболее трудная и жестка разновидность карате?

Мир единоборств велик. Последние десятилетия он увеличивается за счет появления новых направлений и стилей. Таким же был в свое время Кёкусинкай, когда среди спортивного карате появился стиль, который возрождал подход к единоборству именно как к воинскому искусству. Это был революционный шаг в свое время. Естественно, сейчас, карате Кёкусинкай стоит в ряду признанных уважаемых видов единоборств.

Специфика спортивного Кёкусинкай состоит в том, что ведется полноконтактный поединок только без ударов руками в голову. То есть, адепты этого боевого искусства практикуют контактный бой, сохраняя голову. Кёкусинкай — это традиционное единоборство, которое включает в себя подготовку и оздоровительного аспекта, и работу с оружием, и непосредственно бой, изучение форм, разбивание предметов. Это многогранная подготовка, в этом многообразии прелесть этого вида, и человек, желающий проявить себя в единоборствах, может найти себе здесь все, что он хочет.

Все-таки Кёкусинкай — это спорт или боевое искусство?

Мы видим, конечно, в медийном пространстве в основном спортивные соревнования, в основном нам показывают спортивную составляющую. Но это вершина айсберга, это визитная карточка нашего стиля. За кадром остается огромная работа по карате, как боевому искусству.

Век спортсмена достаточно короток: с детских турниров до 30-35 лет. Дальше, спортивная составляющая довольно сомнительна. А люди к нам приходят, в том числе уже достаточно зрелые, тем кому за 30, за 40. И они находят и получают от занятий свою пользу, и мне с ними интересно заниматься. Мы изучаем технику и форму, идет оздоровительный эффект. Исполнение техники без партнера в Кёкусинкай называют боевой йогой. Естественно, что польза для организма колоссальная.

Мне 50 лет, я до сих пор хожу на руках, делаю акробатические элементы, делаю всю технику Кёкусинкай, учу молодых, спаррингую, разбиваю предметы, работаю с оружием. Мои учителя, которым уже давно за 70, делают практически то же самое. Это для меня огромный пример, а я — пример для учеников. В общем от занятий карате человек хуже не становится (смеется). Секрет и прелесть Кёкусинкай в том, что он поддерживает долголетие. Его и спортом нельзя назвать в этом отношении, потому что это уже очень пересекается с известными оздоровительными восточными практиками.

У вас много ритуальных вещей: клятвы, поклоны, номенклатура, команды, цветовая классификация поясов. Для чего это нужно?

Когда мы начинали, воспринимали это как часть восточной культуры. Стиль Кёкусинкай развился по всему миру. Любую страну, которую не возьми, там есть секции, организации. Эти ритуалы уже стали не частью какой-то японской культуры, а частью культуры интернациональной, это язык, на котором мы можем понимать каратиста с любой точки планеты. Он настолько универсален и эффективен, что ребенка, приходящего в секцию, легко собрать, дисциплинировать, ритуалы способствуют быстрой и четкой передаче информацию и ее восприятию. Это инструмент, который позволяет эффективно работать и общаться с учениками. И скорее всего, это не изобретение Кёкусинкай, а та же самая военная армейская номенклатура, переведенная на язык носителей кимоно.

Правда ли, что стиль Кёкусинкай был около 10 лет под запретом в СССР?

История драматичная. Мой учитель Александр Танюшкин открыл первую секцию Кёкусинкай в Москве в 1972 году. Появлялись центры по Советскому Союзу. А после Олимпиады-80 вышел закон, который запрещал тренироваться. Мои учителя недавно вспоминали эти времена. Они вынуждены были тренироваться в лесах, бегать и зимой, и летом куда-то в глухие места, заниматься, чтобы навыки не забылись. Другие секции адаптировались под отделения рукопашного боя, они назывались как угодно, только не карате, но преподавали именно Кёкусинкай. Это было пережито, традиции были сохранены.

Почему это было? Говорилось об увечьях на тренировках. Я думаю, что это политический ход, совершенно неоправданный. Дело в идеологии. Скорее всего, карате воспринималось как инструмент идеологии буржуазии, им противопоставлялись свои виды спорта.

Еще такой момент. Чему учит карате? Самостоятельности мышления, карате учит принимать самостоятельные решения. Оно воспитывает человека активного, позитивного в обществе, и, самое главное, творческого. В Советском Союзе это было опасно. Развивалось сознание, неподконтрольное известным организациям, в которых я сам состоял — пионерия, комсомол. Да, мы ходили строем, это было интересно, но это было все-таки тоталитарно.

Вы пришли в Кёкусинкай в годы запрета? Расскажите, как все начиналось.

Я родился в городе Кемь в Карелии. Отец был военный, поэтому жизнь побросала по всему Союзу, я жил от Карелии до Якутии. Осел во Владимире в 1982 году. В детстве занимался самбо, во Владимире начал заниматься рукопашным боем и полуподпольным карате. Информации было крайне мало.

Так все было, пока не появились статьи и пока не появилась передача на Центральном телевидении с выступлением мастеров Кёкусинкай. Это был 1989 год. Вскоре я приехал в Москву и позвонил Александру Ивановичу Танюшкину — основоположнику карате Кёкусинкай в СССР. Были встречи, началась работа, ездил я тренироваться в Москву в течение 3 лет два раза в неделю. Ну и в итоге родилась наша организация — владимирская областная общественная организация «Федерация Кёкусинкай», это было в 1994 году.

А первые секции Кёкусинкай во Владимире появились в 1990 году, одна из них под моим руководством. Был молодым, мало что умел, но уже преподавал (смеется). Самая первая секция была у нас на базе спортивного комплекса «Динамо» на «Торпедо». Мы собирались там по воскресеньям. Позднее мы попали под эгиду ВЛКСМ и у нас было помещение в клубе «Десантник» на Диктора Левитана. После распада СССР распался и «Десантник», но не распались мы. У нас появились помещения в арендованных залах. Сейчас у нас собственный клуб на улице Юбилейной, 5-а.

Вы — сихан, то есть мастер карате, у вас пятый дан. Вы сейчас только учите или продолжаете и сами учиться?

Я всегда нахожу время для самостоятельных тренировок. Мне есть, чем заняться, и есть, что развивать. Когда я сам провожу тренировки, я же не сижу, я постоянно двигаюсь, это дополнительные нагрузки. Когда ты проводишь тренировки, ты развиваешь учеников и развиваешься сам. Преподавательская деятельность — это обоюдный процесс, я много даю ученикам, но и многое получаю от них. Плюс, езжу и посещаю сборы мастеров. Вот там я становлюсь учеником и получаю удовольствие от того, что меня учат и поправляют. А когда ты учишься — ты растешь, когда не учишься — начинаешь киснуть.

Кроме Федерации Кёкусинкай России, существует еще более 10 федераций Кёкусинкай. Почему их так много и есть ли принципиальная разница между ними?

Это сила и трагедия стиля Кёкусинкай. Всегда боевое искусство передается от учителя к ученику напрямую. Когда в 1994 году скончался основатель стиля Масутацу Оямы, был большой взрыв, его ученики видели развитие Кёкусинкай по-своему и наиболее авторитетные создали свои школы. Это одна причина. Другая причина — в политике японского видения развития Кёкусинкай в мире. Она состояла в том, чтобы не учитывать национальные интересы или законы развития спорта в странах, а распространить систему наместничества и централизованно руководить развитием Кёкусинкай из Японии.

Вы сказали, что это не только трагедия, но и сила? В чем сила, сихан?

Когда появилось много организаций, они стали друг с другом конкурировать. Здоровая конкуренция, все хотят быть лучше других. Если ты хочешь быть лучшим, ты должен быть лучим относительно еще лучшего. Постоянно идет работа над методикой, над улучшением самих организаций — в плане зрелищности, в плане правил, в плане качества подготовки.

Какие федерации Кёкусинкай представлены во Владимирской области?

Самая главная организация, которая развивает вид спорта Кёкусинкай в нашей стране, это Ассоциация Кёкусинкай России. На ней все замыкается, она общается с министерством спорта Российской Федерации. В нее входит пять всероссийских федераций, одна из них наша — Федерация Кёкусинкай России (ФКР), представляющая Международную Федерацию карате (IFK). Владимирская областная общественная организация «Федерация Кёкусинкай» аккредитована Министерством спорта РФ для развития вида спорта Кёкусинкай в нашем регионе.

Мы дружим с представителями всех организаций. Недавно было первенство города Владимира, куда мы пригласили бойцов из этих организаций. Это сделало турнир краше, зрелищней и более массовым. Клубы и секции Кёкусинкай есть во Владимире, Муроме, Вязниках, Лакинске, Суздале и Александрове. Это около 500 человек.

Карате так и не стало олимпийским видом спорта, хоты дискуссии на эту тему велись?

Это вид спорта неолимпийский. Это больная тема для многих спортсменов, в том числе по вопросу финансирования. Мы смотрим, какие виды спорта получают статус олимпийских, и возникают вопросы. Сомнительно даже на уровне мировом, когда керлинг получает статус, а карате много лет не может получить, хотя он массовый вид. Но это политика.

Вопрос дискуссионный. Конечно, если Кёкусинкай станет олимпийским видом — это будет дополнительное внимание государства, дополнительное финансирование. Но с другой стороны — мы понимаем, что это будет означать унифицирование правил, мы что-то можем потерять, придется идти на какие-то компромиссы, какая-то часть экзотичности уйдет в погоне за олимпийскими наградами. С одной стороны — деньги для развития это хорошо, с другой стороны — терять традиции не хочется.

За счет чего существует Федерация Кёкусинкай во Владимирской области? Есть ли отличия от других регионов?

Регионы бывают разные. Бюджет Владимирской области — это не бюджет Москвы или Санкт-Петербурга. Это, конечно, накладывает разницу в развитии. С другой стороны — можно сколько угодно сетовать на отсутствие денег, кому-то и миллионов мало. Мы не избалованы бюджетным финансированием. Оно есть ровно настолько, насколько областная администрация может нам выделить. Это тот минимум, на который мы со своим софинансированием можем что-то провести. У нас есть платные группы, когда мы проводим соревнования, есть стартовые взносы. Проведение небольшого турнира — с арендой зала, с врачами — это начиная от 50 тысяч. А выделяют нам в год, это по секрету, 40 тысяч.

Ищете альтернативные источники финансирования?

Можно много говорить, что нет денег, но главное, чтобы было желание развиваться. Один из выходов — гранты. Случилось так, что мы приняли участие в конкурсе президентских грантов. Тема нам была близка, мы написали проект, который называется «Летний детский оздоровительный сбор «Кёкусинкай на Нерли»». Этот проект организован владимирской областной общественной организацией «Федерация Кёкусинкай» и был реализован с использованием средств гранта президента Российской Федерации.

Мы закупили оборудование для проведение сбора: шатры, столы, стулья, кухонный инвентарь, спортивное оборудование, «рыцари» для отработки ударной техники, татами, снарядные подушки. Это оборудование остается у нас в клубе и будет в дальнейшем использоваться, в частности, мы уже готовимся к проведению сбора «Кёкусинкай-на-Нерли 2020».

С 3 по 16 августа порядка 40 детей со всей Владимирской области смогли собраться вместе под селом Кидекша Суздальского района на красивейшем берегу реки Нерль. Проходили тренировки. Помимо этого, проходили КВН-турниры, соревнования, конкурсы, костры, беседы, где мы обсуждали с ребятами не только спортивную жизнь, но и насущные для них проблемы. Пролетело все очень быстро, сдружились все очень крепко. Сейчас начался уже спортивный сезон, и мы уже чувствуем, что это команда. Мы приглашали и тех, кто не занимался Кёкусинкай, и некоторые продолжили знакомство с нами уже придя в секции.

Специфика лагеря была в том, что мы попали в самый холодный период лета. Когда мы увидели на градуснике всего 4 градуса, мы стали шутить, что надо было в грант включать пуховики, шапки, валенки. Честно говоря, был период, когда мы думали уже об эвакуации, потому что страшно было за ребят. Холодно. Но сами же ребята, которые были там, подсказали нам, что этого делать не надо. Все с честью и достоинством выпили этот кубок победы до дна, остались, провели с тренерами все эти дни. Никто не заболел.

Какие особенности у современной молодежи?

Через мои руки прошло не одно поколение ребят. Есть с чем сравнить. Сейчас дети очень разные. Поколение прекрасное, ни в коем случае не хуже, чем были мы. Специфика — тотальное увлечение гаджетами. Большая опасность вредных привычек — наркотики и вокруг них. Очень важно, я считаю, отдать ребенка в любой вид спорта, или занять его чем-то, чтоб не было в голове глупостей.

Что касается наших учеников, то у нас тренера высокой квалификации, мы стараемся максимально им отдать. Даже человек, который не приспособлен к таким контактным видам, он уже через год-другой преображается, он становится сильнее, ловчее. Как бы ни сложилась его дальнейшая спортивная судьба, в жизни это пригодится однозначно.

Здесь человек учится слушать, уважать партнера, учителя. Это взаимоуважение, взаимоподдержка, отношение к старшим, отношение старших к младшим — мы ставим это во главу угла. Сначала воспитание, а боевое искусство — оно никуда не денется.

Каких вершин достигли ваши подопечные в последнее время?

Евгения Кузнецова, выступавшая в составе российской сборной на Чемпионате мира по Кёкусинкай, который проходил в городе Папендаль в Нидерландах 26 и 27 апреля 2019 года, завоевала на соревнованиях две серебряные медали. Евгения стала второй в личном зачете в дисциплине «ката», а также завоевала аналогичное место в составе команды в дисциплине «ката-группа».

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x